#
Название трека
Было
Пик
Нед
Очки
Рейтинг
1
1
24
797
236 (+34)
3
2
5
146
1738 (+155)
7
3
7
136
1768 (+156)
2
2
36
852
186 (+33)
8
5
4
114
1864 (+133)
4
1
31
1113
44 (+13)
10
3
8
252
1414 (+104)
21
1
22
601
490 (+51)
9
9
5
120
1827 (+129)
13
1
8
232
1479 (+92)
11
2
10
285
1315 (+82)
13
12
12
5
91
1950 (+130)
15
15
1
26
2345
6
4
10
315
1218 (+73)
14
1
21
633
437 (+41)
15
1
18
527
641 (+45)
17
2
27
846
193 (+16)
19
9
6
140
1751 (+84)
18
1
8
238
1456 (+62)
20
10
7
164
1672 (+66)
16
7
34
562
553 (+49)
23
23
4
60
2099 (+109)
26
23
12
164
1672 (+55)
39
1
29
761
270 (+10)
28
1
18
471
760 (+42)
24
7
9
166
1668 (+38)
31
1
38
1064
61 (+6)
27
12
14
269
1366 (+29)
32
1
51
1274
12 (0)
29
5
26
558
563 (+27)
25
11
11
253
1410 (+23)
33
1
31
751
277 (+5)
30
20
7
102
1914 (+15)
36
34
1
21
466
777 (+11)
40
20
11
79
1997 (+17)
37
8
44
716
311 (+6)
36
2
55
1493
1 (0)
35
12
14
254
1406 (+3)

Чарт покинули

#
Название трека
Было
Пик
Нед
Очки
Рейтинг
38
2
17
485
734
Было
Пик
Нед
Очки
Рейтинг
Среднее количество недель, проведенных песнями в чарте - 17,725

Составители Еврохит Топ 40 опять за свое. Когда же они наконец-то сбросят этого Lil Nas X? Ну хватит ему уже 55 недель, отпустите его на волю. То же самое касается Ritual и Calma (Remix). Сколько еще можно их так мучить? Из-за них средний показатель недель на каждую песню уже почти дотянулся до 18. В общем, мы ждем перемен.

Уже многие знают, что новая песня нидерландского диджея R3hab Creep - это всего лишь перепевка хита 1993 года замечательной английской рок-группы Radiohead. О кавере сказать особо нечего. Очень средненькая вещь. Опять переложили песню на танцевальные ритмы, заменили мужской вокал на женский и все. Я, когда слушал трек, уже заранее предугадывал как мелодия будет развиваться дальше. Очень редко ошибался. Однослойная однодневка - вот мой вердикт каверу R3hab. А вот об оригинале стоит поговорить поподробнее.

Radiohead частенько включается престижными изданиями в списки величайших рок-групп всех времен. Абсолютно заслуженно. Коллектив Coldplay очень многое у них перенял. Послушайте грустные песни Travis, Keane и обратите внимание, что они часто копируют манеру пения Тома Йорка, солиста Radiohead. Это уже говорит о том, насколько влиятельна группа, насколько огромен их творческий вклад в развитие рока. Несмотря на ее коммерческий успех (свыше 30 млн. проданных альбомов) Radiohead - это музыка настроения. Не все смогут выдержать их больше минуты. В своих песнях группа поет о безысходности, потерянности, одиночестве, отчаянии и пр. Иными словами Radiohead - это образцовая депрессивная группа. Их музыка - это не светлая грусть, а именно жесткий и бескомпромиссный депрессняк. "Все фигово в этом мире, а будет еще хуже" - вот примерная суть их творчества. Поэтому Radiohead понравится далеко не всем. Если в жизни все хорошо и на душе радостно, то их песни - не лучший выбор. А вот под тяжелые мысли группа заходит очень хорошо. Очень многие из нас при слове "депрессивная музыка" сразу же вспомнят Radiohead. Такой чести тоже надо заслужить.

Ирония в том, что Creep - это единственный по-настоящему успешный сингл группы. Он самый попсовый и радиоформатный. И то относительно. Остальные синглы Radiohead расходились уже так себе. А вот альбомы группы продаются очень хорошо. У ребят есть своя преданная фанатская база. OK Computer и Kid A считаются настоящими шедеврами рок-музыки и регулярно входят в списки лучших альбомов всех времен. Но поскольку "никто не слушает Шекспира", большинство людей считают Radiohead группой одного хита, потому что ничего, кроме Creep, у них не слышали. А это, как видите, очень далеко от действительности.

Creep - это песня, которая стала хитом вопреки всему. Ее история - это цепь счастливых случайностей и совпадений. Причем, с очень низкой вероятностью наступления. Впечатление такое как будто чья-то неведомая сила продвигала Creep через все препятствия. Почитаешь такие истории и ненароком фаталистом станешь.

Во-первых, Creep очень не вовремя появилась на свет. Том Йорк (он автор всех текстов песен Radiohead) написал ее еще в 1987 году. Могу с уверенностью сказать, что в те времена Creep ничего бы не светило. Музыка была другой, в основном светлой и оптимистичной. Radiohead с их вечным унынием пришлись бы не ко двору. А вот в 90-е года на Западе стало модно хандрить, изливать в песнях свою злость, гнев, отчаяние. Вот тут Creep оказалась на своем месте. Radiohead ее до 1992 года официально не записывали, была только акустическая версия песни, Том иногда играл ее на гитаре. Кто-то сверху исправил год выхода Creep на более подходящий.

Но и на этом препятствия для нее не закончились, а только начались. Ребятам очень повезло найти двух талантливых продюсеров, которые согласились их продвигать. Группа засела записывать свой первый альбом. Возник вопрос - какие треки станут частью диска, а какие окажутся не у дел. Creep могла оказаться в числе вторых, потому что никто из музыкантов, включая самого Тома Йорка, не относился к ней серьезно. Мол, слишком простенькая и дурацкая. На одной из репетиций группа в живую демонстрировала перед продюсерами сочиненные ей треки. Ни с того ни с сего ребята решили сыграть Creep. Но не факт, что после этого песня наконец-то выбралась бы из архива, если бы Том Йорк перед ее исполнением не сказал своим продюсерам "our Scott Walker song". Скотт Уолкер - это очень известный британский музыкант. Но мы сейчас обойдемся без его биографической справки. Фишка в том, что фразу Тома буквально можно перевести как "наша скотт-уолкерская песня". Это была просто шутка. Том имел ввиду, что сейчас они сыграют перед продюсерами песню в стиле Скотта Уолкера. А те шутки не поняли и подумали, что Creep - это кавер на одну из песен Скотта Уолкера. Продюсеры не были далеки от истины, но об этом чуть позже. Главное, что они не поняли шутку и благодаря этому песня им запомнилась. Кавер на Скотта Уолкера - отличный маркер.

Для раскрутки группы было необходимо протолкнуть парней на радио. А для этого нужно было выбрать у них самую перспективную песню, которая могла бы понравится большому количеству людей. На Creep сначала никто не подумал. Даже продюсеры. Главными кандидатами на выпуск отдельным синглом были треки Inside My Head и Lurgee. И вот надо же такому случиться - с записью этих песен возникли большие трудности. Продюсеры помучились с ними, помучились, а потом забраковали оба трека (в итоге их даже в альбом не включили). И тогда они сказали молодым людям примерно следующее "Давайте-ка попробуем с вашим кавером на песню Скотта Уолкера. . Так это ваш трек?! Ну вот тем более ее надо хитом делать". Вот так перед Creep открылись перспективы стать первым синглом Radiohead. Однако перед ней тут же встало другое серьезное препятствие - сама группа! Парни все без исключения заявили, что выпускать Creep отдельным синглом - это очень плохая идея. Однако в ответ продюсеры надавили на ребят и велели им идти в студию записывать песню. Creep, вы только подумайте, была записана с одного дубля!

А то, что произошло во время ее записи, я иначе как божественным проведением объяснить не могу. Гитарист группы Джонни Гринвуд искренне считал мелодию песни неудачной. И отправлять ее на радио, как уже было сказано, тоже. Он решил устроить с ее записью такие же проблемы, как и предыдущими треками. И перед первым куплетом песни он совсем не по сценарию как даст по струнам гитары со всей силы. Получился дребезжащий, скрипучий звук, совсем не подходящий мелодии песни. И что вы думаете? Он стал ее главным украшением! Подлянка Гринвуда сделала Creep только лучше.

В сентябре 1992 года Creep была официально представлена публике. В те времена треки пробивались в чарты только путем раскрутки по радио. Однако и тут перед Creep возникло серьезное препятствие. Ее пару раз прокрутили в эфире, а потом сняли с ротации с пометкой "слишком депрессивна". Времена хоть и наступили другие, но все равно радиостанции Великобритании еще не были готовы крутить такую музыку, полную отчаяния и уныния. Ведь у всех FM-станций (в том числе и у Европы Плюс) девиз "Актив, позитив, развитие". А тут Том Йорк с его причитаниями. И до Creep было полно песен, в которых музыканты жаловались на жизнь, называли себя неудачниками и пр. Но такого самоуничижения мир еще не знал. Чтобы парень в песне самого себя называл ничтожеством и слизняком - это было уже слишком.

Казалось, все, провал. Наверняка музыканты Radiohead говорили своим продюсерам нечто вроде "Ну мы же говорили, что ничего с этой Creep не получится". Казалось, что с песней все ясно, никому она не нужна. Однако кто-то сверху и тут ей подсобил. Композиция понравилась диджею одной из израильских радиостанций и он по своей инициативе начал ставить ее в эфир. Ведь неанглоязычной публике все равно, что там поют жители туманного Альбиона, лишь бы музыка была хорошей. А с этим у Creep было все в порядке. Внезапно песня стала хитом в Израиле и оттуда начала проникать на радиостанции других стран. Вскоре она зазвучала в странах континентальной Европы, а оттуда попала в США. Вот американцы Creep, приняли очень тепло, песня заняла в чарте Billboard 34-е место. Спустя почти год после своего выхода композиция стала летом 1993 года мировым хитом и только в родной Великобритании о ней мало кто знал. Однако коммерческий успех сингла стал серьезным аргументом для британских радиостанций, на этот раз они уже сами взяли песню в ротацию. Creep заняла 7-е место в чарте Великобритании и вот таким образом взяла реванш. А затем она постепенно стала классикой и единственной широко известной песней Radiohead.

Хотя Creep - самая попсовая песня Radiohead, ее текст типичен для всего творчества группы. Парень влюблен в девушку, но боится даже подойти к ней. Она ему кажется самим совершенством, а себя он из-за комплекса неполноценности считает ничтожеством, недостойным ее внимания. Том Йорк, когда писал песню, именно такого мнения о себе и был. Музыкант мало того, что с рождения является конченным интровертом, очень ранимым и чувствительным, так у него еще и с детства не ладились отношения со сверстниками. Его семья постоянно переезжала с одного места на другое, Том сменил множество школ и нигде не смог завести друзей. Не успевал. Из-за этого он с детства страдал от одиночества. Вдобавок парень был постоянным объектом насмешек из-за своей внешности. У Тома врожденный порок левого глаза, он может видеть хорошо только правым. Вот почему одно веко у него все время полузакрыто. Разумеется, этот дефект во внешности и насмешки окружающих взращивали в Томе острый комплекс неполноценности. К тому же он не вышел ни ростом, ни телосложением. В связи с этим у него были большие проблемы с общением в противоположным полом.

Том Йорк

Однажды в баре Том заметил одну симпатичную девушка. Она ему сразу же понравилась, но он побоялся к ней подойти. Несколько раз парень приходил в клуб, видел ее, сидящей у стойки бара, и каждый раз не мог с ней даже заговорить. Но когда, изрядно подзарядившись горячительным, Том все же нашел в себе силы заговорить с девушкой, та сразу же его отшила. Вот этот случай и стал причиной появления Creep. Тому и в самом деле было очень больно. Удивительно, но он добился признания и славы вопреки всему, как и сама песня. Ведь чаще всего рокеры - это высокие, суровые и мускулистые мужики. Кто не вышел лицом и фигурой, тот берет своей мощной энергетикой и безбашенностью (как Эксл Роуз из Guns N' Roses). У кого нет даже этого, покоряют публику чувством юмора. А у Тома нет ничего из вышеперечисленного, но это не помешало ему добиться популярности. Как это ни странно, но пессимизм и больной левый глаз сыграли музыканту только на пользу. Первый стал источником его творческой силы, а благодаря второму Том ярко выделяется на фоне его коллег. Его внешность запоминаешь с первого взгляда, а с точки зрения маркетинга это только плюс. Музыкальные способности Тома и его воля все преодолели. Ведь чтобы мир захотел посмеяться вместе с тобой, нужно иметь талант. А вот чтобы мир захотел погрустить вместе с тобой, нужно иметь очень большой талант.

Интересно, что внезапная популярность Creep не заставила Radiohead ее полюбить. Наоборот, Том Йорк песню и вовсе возненавидел. Дело в том, что публика имени музыканта не запомнила. Для нее он стал "тем парнем, который поет Creep". СМИ стали называть Radiohead Creep-группой, намекая, что больше хитов у парней нет и не будет. Тома это очень сильно обижало и злило. Не нравилось ему и то, что люди часто относились к песне с юмором, не вникая в ее суть. Ведь Том душу наизнанку выворачивал, когда писал ее, а для публики это была лишь очередная песня, под которую классно поорать. В результате, Radiohead долгое время наотрез отказывались исполнять Creep вживую. Лишь после огромного успеха их альбомов и снятия с них ярлыка "группы одного хита", ребята вновь начали играть песню на концертах.

А вот теперь вернемся к тому, почему продюсеры Radiohead не так уж были далеки от истины, когда приняли Creep за кавер. Едва песня стала знаменитой, как парней обвинила в плагиате популярная в 60-70-е года британская рок-группа The Hollies. Коллектив заявил, что в Creep звучит мелодия из их песни The Air That I Breathe. Обвинения The Hollies не были беспочвенными. В 1974 году The Air That I Breathe была большим мировым хитом (2-е в Великобритании, 6-е в США). Дело пахло громким скандалом, однако музыканты смогли договориться по-хорошему. Список создателей Creep пополнился именами авторов The Air That I Breathe и на этом скандал затух. Должен признаться, я между песнями вижу очень отдаленное сходство.

Думаю, даже The Hollies признают, что для мировой поп-музыки Creep является более значимой, чем их The Air That I Breathe. Перепевок на песню Radiohead существует видимо-невидимо. Более того, Creep сама стала объектом плагиата. Особенно в этом отличились наши музыканты. В 1998 году российская рок-группа Маши и Медведи взорвали отечественные хит-парады песней Любочка. И тут же была поймана на воровстве мелодии у Radiohead. Я на слух явного сходства не обнаружил, но все знакомые музыканты мне как один заявили - плагиат чистой воды, аккорды один в один. Следует сказать, что у Любочки даже текст не свой. Солистка Маши и Медведи Мария Макарова построила песню на стихах всем вам известной Агнии Барто. Вот только если автором слов Любочки в полном в соответствии с законом указана детская поэтесса, то единственным создателем музыки Мария Макарова скромненько указала одну лишь себя. Плагиат со своей стороны она отрицает. Со слов Марии, Любочка появилась на свет совершенно случайно. Группа сидела веселой компанией у своих знакомых. Они играли на гитаре и случайно нашли интересную мелодию. Мария быстренько решила накидать сверху какой-нибудь текст и подбежала к книжному шкафу. И первое, что ей попалось, был сборник стихов Агнии Барто. Я допускаю, что и в случае с Creep, и в случае с Любочкой имел место непреднамеренный плагиат. Его еще называют криптоамнезией. Человек когда-то очень давно что-то слышал, потом забыл источник информации и в итоге пришел к добросовестному выводу, что это он сам все придумал. Но если Тому Йорку я верю, потому что он уже на деле показал на что он способен, то к словам Марии Макаровой я отношусь со спепсисом. В 90-е годы наши музыканты воровали у своих западных коллег с особой наглостью и цинизмом. В доинтернетовскую эпоху мировым звездам было трудно узнать, что их песню кто-то своровал в какой-то далекой стране. Поэтому наши артисты часто брали какой-нибудь западный хит, тупо накладывали на него русский текст и объявляли публике "Смотрите, что я сочинил!". Думаю, Radiohead до сих пор ничего не знают Любочке. Так что ложь в словах Марии Макаровой я не исключаю.

Зато Radiohead прознали о другом плагиате на их песню. На их собственность покусилась певица Лана Дель Рей. В 2017 году она выпустила песню Get Free с альбома Lust for Life. Авторство Radiohead указано не было. А далее начинается какая-то темная история. Примерно через год после выпуска Get Free Лана сообщила, что на нее наехали Radiohead с обвинениями в плагиате. Певица заявила, что Get Free не была вдохновлена Creep, однако сама же сказала, что предложила Radiohead 40 процентов издательских прав на песню. Логику понимаете? Но Radiohead якобы запросили все 100 процентов, на что Лана согласиться уже не могла. Казалось, суд неизбежен. А потом вдруг певица объявила, что "все в порядке. товарищи", конфликта больше нет. Но Radiohead по-прежнему не указаны авторами песни Get Free. Сходство между треками очевидно. Группа, может, Лану и простила, но вот лейбл, которому принадлежат права на песню, - черта с два. Но меня больше удивляет другое - вся эта информация известна лишь со слов Ланы. От Radiohead - ни слова. Обычно бывает наоборот - обвиняющий в плагиате дает интервью и громко возмущается на публике, а обвиняемый в плагиате - тихо отмалчивается. А тут ... В общем, я не пойму, это действительно история с плагиатом или просто хитрая пиар-акция. Ведь после такого очень многие сразу же бросятся слушать Get Free и сравнивать ее с Creep. Вот как ты сейчас.

В заключении скажу, что мне нравится Creep, но она не самая моя любимая песня Radiohead. Гораздо больше я ценю их за шедевриальную Karma Police, великолепную Fake Plastic Trees и прекрасную Black Star. Рекомендую послушать еще один прикольный кавер на Creep от некоего Анонимуса под названием Я зарезал попа. Предупреждаю, очень и очень черный юмор, почти садистский, но именно этим и смешон.

NRD1, какое гадство, так и остался на вершине. Начинаю уже его ненавидеть. Из положительных моментов - трудно догадаться, кто будет первым в следующем выпуске. Пускай им будет Regard. Только не NRD1, умоляю.