Новые музыкальные итоги года от создателей Еврохит Топ 40 как всегда вызвали неоднозначную реакцию у слушателей. От одобрения до полного неприятия и проклятий. Я воспринял озвученные Мануйловым результаты положительно. Во многом потому, что свои ожидания я занизил настолько, насколько это было возможно и ничего особенного от Европы Плюс не ждал.

А тем, кто оказался разочарован, уже давно пора одну простую вещь: Еврохит Топ 40 - это не чарт. UK Singles Chart (британский хит-парад), Billboard Hot 100 (американский хит-парад) - вот это чарты. Ими занимаются серьезные компании, которые специально для этого и были созданы. В целях выяснения того, какие песни больше всего популярны у аудитории, они внимательно и дотошно изучают музыкальный рынок. В этих организациях сидит целый штат сотрудников со специальным образованием, которые весь день запрашивают и собирают данные о продажах каждой песни: сколько человек купило ее на физических носителях, сколько раз ее проиграли по радио, скачали в Itunes, прослушали на стриминговых сервисах, какое количество просмотров у клипа на Youtube и пр. Как видите, места между песнями в этих чартах распределяются на основе объективных показателей, даже руководство организации не может проявить злую волю и поставить на первое место какую-нибудь песню вопреки всем данным (которые, кстати, легко проверяются). В противном случае сразу же будет похоронена не только репутация компании и составляемого ей чарта, но и само руководство может запросто попасть под статью за мошенничество. Так что британские и американские чарты пользуются в мире таким авторитетом абсолютно заслуженно. Их методика определения степени популярности песен самая продвинутая и образцовая в мире. При этом она еще и постоянно совершенствуется и идет в ногу со временем. Например, в доинтернетовскую эпоху, учитывались только продажи синглов на CD, виниле и ротация песен по радио. В связи с широким распространением широкополосного интернета, стали считать количество скачиваний треков. А с тех пор, как в 10-х годах набрали популярность стриминговые сервисы, учитываются также их данные о количестве прослушиваний каждой песни.

А что наш Еврохит ТОП 40? Как с 1998 года он составлялся якобы только по результатам голосования слушателей, так на протяжении 20 лет и до сей поры типа по такой же методике и стряпается. Ничего не изменилось даже на чуть-чуть. Люди и в самом деле голосуют, но результаты голосования прозрачны? Их можно проверить? Нет. Что мешает музыкальной редакции поставить на высокую позицию какую-угодно песню вопреки всем результатам голосования? Ничего. Перед кем она отчитывается? Никем. Руководство Европы Плюс не волнует честно составляется хит-парад или нет. Для них главное, чтобы передача выходила в эфир вовремя и рейтинги были высокими.

Я пришел к окончательному убеждению, что Еврохит ТОП 40 - это просто коллективный плейлист членов музыкальной редакции Европы Плюс. Его особенность в том, что в нем песни располагаются в порядке возрастания их популярности (по мнению музыкальной редакции), в нем всегда только сорок позиций и попасть в него могут только треки из активной ротации. Номер позиции каждой песни присваивается ей по согласованию всех членов музыкальный редакции. Иными словами, место в чарте каждого трека определятся коллективным мнением музредакции, а не слушателей.

Но было бы крайне несправедливо утверждать, что голосованию аудитории вообще не учитывается. Принимается во внимание, но играет оно на самом деле лишь второстепенную роль. Голосование - всего лишь ориентир при распределении мест в хит-параде среди треков, но не приговор и не указание. Может быть такой случай, когда мнение членов редакции о позиции песни в чарте (если их четное количество человек) разделилось в соотношении 50:50. Вот тогда приоритет будет иметь та композиция, за которую проголосовало больше людей. Не исключено, что были случаи, когда места между треками распределялись именно по результатам голосования, но такое случается редко, только в порядке исключения. Если люди активно голосуют за какую-либо песню, то ее могут поставить на первое место. Каждый раз, рисуя напротив названия трека его номер позиции в будущем выпуске Еврохит ТОП 40, каждый член музредакции руководствуется множеством фактором: личным предпочтением, голосованием, популярностью трека в западных чартах и многим чем еще, что известно только ему. И он сам порой не может объяснить что из вышеприведенного повлияло на его решение. Про договоренности с артистами и лейблами я вообще молчу. Европа Плюс этим однозначно грешит. Так, что каждый раз, голосуя за любимую песню, помните, что последнее слово остается не за слушателями, а за музыкальной редакцией.

Наконец, взгляните на ситуацию их глазами. Это ведь для вас Еврохит ТОП 40 - список лучших песен за неделю. А для его создателей - это прежде всего радиошоу. Я не думаю, что они долго сидят и согласовывают его результаты между собой. Они там уже давно все друг друга знают и хит-парад могут составить за 5 минут. Гораздо важнее для них отобрать для передачи новости шоу-бизнеса, которые надо будет озвучить, созвониться с артистами, чьи песни попали в чарт, записать с ними интервью и пр. А потом все это скомпоновать, озвучить, смонтировать и в пятницу представить готовый выпуск программы. Вот о чем у них голова болит, а не о справедливости распределения мест в хит-параде. Также они заботятся о том, чтобы каждый выпуск передачи не был предсказуемым, поэтому постоянно пытаются нас удивить то сильными падениями треков в хит-лестнице, то стремительными взлетами, то неожиданными лидерами. Своей цели они этим добиваются, чарт от этого и в самом деле становится интереснее и более интригующим. Но ни о какой объективности после такого не может быть и речи. Стоит заметить, что все эти "вот это повороты!" перестают удивлять как только ты понимаешь, что они всего лишь плод воображения музыкальной редакции.

А в Итоговом Еврохит ТОП 40 пространства для логики остается еще меньше. В недельном чарте новые треки, которым еще нужно себя показать, соседствуют с общепризнанными суперхитами, поэтому при расстановке мест между ними еще наверняка учитываются результаты голосования. А вдруг песня людям совсем не нравится. А при составлении Итогового Еврохит ТОП 40 выбирать приходится среди уже признанных хитов, поэтому извращаться можно как угодно. Любую песню ставь на первое место и называй самой популярной за прошедший год. Это ведь хит? Хит. Ну и в чем проблема? Он будет номером один и точка. Полная свобода для маневров. Показатели треков в недельных Еврохит ТОП 40 уже традиционно ни на что не влияют. А на голосование вообще можно забить, кто его проверять-то будет.

А еще при подготовке программы ее создателям надо позвонить артистам, поздравить с Новым годом, с попаданием в итоговый хит-парад, взять интервью. Еще не до каждого сразу дозвонишься, поэтому на контакт с ним идут задолго до выхода передачи. До кого дозвонились, у того песня и попадет в итоги года. А такие звонки в течение программы делаются несколько раз с интервалом около часа. Значит, для обзваниваемых артистов надо забронировать места из третьей, второй и обязательно первой десятки. А звонят в основном русскоязычным музыкантам, поэтому кому-то из них попадание в ТОП 10 будет обеспечено, даже если голосование будет рисовать совсем другую картину. Как видите, тут уже на расстановку мест в хит-параде больше всего влияет структура передачи, а не голоса слушателей.

Отсюда следует вывод, что Еврохит ТОП 40 - это личный топ музыкальной редакции Европы Плюс, а все утверждения о том, что все решается голосованием слушателей, не более, чем замануха. Иначе кому тогда передача будет интересна? Кому будет любопытно знать, как меняется личный топ песен недели у музыкальной редакции? А вот если сказать, что типа "Только вы все решаете, только от вас, наши дорогие, все зависит", то это уже совсем другое дело. Вот тогда аудитория сразу же заинтересуется. Это отличный маркетинговый ход, но к реальности он не имеет никакого отношения. Поймите наконец, что ваши прогнозы насчет Итогового Еврохит ТОП 40 - это не попытка угадать результаты голосования слушателей, а попытка предугадать личное субъективное мнение членов музыкальной редакции. И не более. А в личных предпочтениях каждого человека логики изначально нет и быть не может, предугадать их невозможно.

Я, кстати, составлял свой прогноз итогового чарта, но угадал только одну позицию - 5-е место Zivert - Life. Все остальное - мимо. Плохой из меня Нострадамус.

Кое-какие вопросы к составителям чарта все же возникли. Они почему-то прокатили Mabel с ее симпатичной Don't Call Me Up. Обломали с попадаем в чарт сразу трех победителей недельного Еврохит ТОП 40: Keanu Silva, Triplo Max и совместную работу Кальвина Харриса и Сэма Смита - Promises. Похоже, музредакция решила, что у Харриса и так уже две песни в итогах года, а с Сэма и Dancing With A Stranger хватит. Правда, Promises как четырехкратный победитель чарта попадания в Итоговый Еврохит Топ 40 заслуживала больше, чем слабо выступившая I Found You. Но песня Бенни Бланко мне нравится намного больше, так что ее 22-е место стало для меня приятным сюрпризом.

Но самая большая претензия - а с фига ли вы, ребята, Звонкого на 15-е место поставили? А жирно ему не будет? Его таксебешные результаты в недельном Еврохит Топ 40 во внимание принимать не будем. В чарте Tophit он добился только 7-го места. Неплохо, но на песню года не тянет. Просмотры клипа на Youtube - 25 миллионов. Большая цифра, но видали и получше. В обнародованных стриминговыми сервисами и социальными сетями (например, ВКонтакте и Яндекс.Музыки) списках самых популярных песен года Голосов нет. А вот Аллея певца Jony (60 млн. просмотров на Youtube) и Грустный Дэнс группы Artik & Asti (121 млн. просмотров) есть. Последних надо было со Звонким местами в итогах поменять и тогда бы вопросов не возникло. Но то ли договоренность с артистом сыграла свою роль, то ли просто желание нас удивить, но Звонкий, при всем моем положительном к нему отношении, получил то, чего ни капли не заслужил.

Но в целом я итогами года доволен. Музыкальная редакция все же учитывала такой фактор, как популярность песни в мировых чартах или на стриминговых площадках. Многие возмутились 11-му месту Jony, а я считаю, что оно абсолютно справедливо. ВКонтакте назвал Аллеи одной из самых прослушиваемых песен года, а ему верить можно.

Десятка лучших песен почти вся адекватна. Единственное исключение - Arash. Ему 10-го места будет многовато, но в остальном все логично. Кто-то в комментах назвал верхнюю четверку убогой. С чего ли она убогая? Вы посмотрите на показатели этих песен в мировых чартах, каждая из них как минимум в 10-ти странах стала номером один. Это настоящие суперхиты, музыкальная редакция все это учла за что ей честь и хвала. А в прошлом году она это не сделала, так что за итоги-2018 ей диз, а за итоги-2019 - лайк. А что касается того, что вам не нравятся все четыре лидера топа... Вы не поверите, они мне тоже не нравятся.

А по поводу победы Билли Айлиш я уже высказывался в статье, посвященной 10-ти лучшим песням 2019 года. Здесь лишь вкратце скажу, что тут наши точки зрения с Европой Плюс совпали. Девушка в этом году здорово встряхнула шоу-бизнес за что ее уже надо ставить на пьедестал. Лидер этого Итогового Еврохит ТОП 40 заслужил свою корону и я готов это решение музредакции защищать.

Встречаем 2020 год с новыми надеждами и готовыми к свежим музыкальным впечатлениям!