Пора вспомнить песню, которая появилась еще во времена молодости наших бабушек и дедушек. Наверняка они вам говорили, что вот раньше в советское время музыка была душевнее, светлее и радостнее, тексты песен не были тупыми, все певцы были талантливыми и голосистыми, не было тогда места в искусстве пошлости и чернухе. Я с этим полностью соглашусь. Но если они в пример ставили Delilah (или ее советские каверы), то им, прежде чем делать такое заявление, следовало бы знать о чем в ней конкретно поет Том Джонс. А все потому что Delilah- это песенка про ... убийство. Женщины. Молодой. Ножиком. И поется в ней от лица самого убийцы.

Обстоятельства дела таковы. Герой песни проходил мимо дома своей возлюбленной по имени Делайла. Видит - свет в ее окошке горит, а вот любимая его явно не одна, потому что за шторами видны движения двух силуэтов, женского и мужского. И заняты обе тени очень оживлённым разговором между собой, но не словами, а телами. В первом силуэте герой узнал свою Делайлу, а во втором не узнал себя и очень возбудился. В негативном смысле слова. В таком состоянии он почему-то до самого рассвета ждал, когда его соперник уйдет и только потом заявился к девушке на разборку. А его неверная, открывая ему дверь, сразу все поняла. Она взяла да и рассмеялась ему в лицо, цинично и дерзко. Тогда наш герой, придя в состояние аффекта, схватил холодное оружие и причинил красивому телу своей ненаглядной несколько механических повреждений, не совместимых с ее способностью не только смеяться, но и вообще жить. И вот пока ему в дверь ломится полиция, убийца предположительно обнимает мертвую любимую, скорбит, просит прощения и вопрошает "Делайла, ну че ж ты так то?".

Вот такие страсти. А вам никогда инструментальное вступление песни не казалось зловещим? Это ведь не просто плавный переход к первому куплету, это сигнал тревоги. Герой в смятении, он только что уличил возлюбленную в измене. А высокая нота в припеве необходима, чтобы передать отчаяние несчастного влюбленного, который только сейчас понял, что он натворил. Как видите, в песне текст и музыка отлично сочетаются. Еще в год своего выхода Delilah имела огромный успех во всем мире, но почему-то особенно полюбилась именно в СССР. Это удивительно, ведь советская цензура не пропускала песни, в которых видела пропаганду насилия, а в Delilah именно это она и должна была разглядеть. Но почему-то обошлось, возможно, потому что Том Джонс был эстрадным исполнителем, а не рок-певцом, не курил, не вел антиобщественный образ жизни и не призывал протестовать. А музыка Delilah была столь прекрасной, что невозможно было заподозрить что-то плохое.

Так оно и получилось. Народ наш под песню балдел и подумать даже не мог о каком страшном происшествии в ней поется. О высокой степени популярности Delilah в Советском Союзе говорит тот факт, что наши композиторы написали на нее аж три русскоязычных кавера и все с разными текстами. А исполняли их настоящие звезды - Муслим Магомаев, группа Песняры, Эмиль Горовец. Разумеется, дословный перевод Delilah никто не делал, тексты в советской обработке стали абсолютно миролюбивыми и оптимистичными. Мрачная песня у нас превратилась в торжественную и вальсовую. И большинство наших сограждан знают Delilah именно такой.

Ну а теперь самое интересное. Вы не поверите, но Том Джонс эту песню перепел! Я много читал статей о Delilah, но ни в одной из них не было упоминания, что Том не был ее первым исполнителем. И вот не так давно выяснилось, что авторы песни, Барри Мэйсон и Лес Рид, изначально писали будущий хит с расчетом на совсем другого певца. Его имя вам ничего не скажет - Пи Джей Проби (P. J. Proby). В отличие от британца Тома Джонса, Пи Джей Проби - американец, но в США он почему-то никогда не был известен. А вот в Великобритании он в 1967 был очень знаменит, примерно на том же уровне, что и Том Джонс. На форуме официального сайта Пи Джей Проби я нашел любопытное сообщение. Его автор утверждает, что ему якобы сам Лес Рид сказал, что изначально они с Барри Мэйсоном писали песню с расчетом на Френки Лейна (Frankie Laine), но потом решили, что она идеально подходит для Проби. Но это непроверенная информация. Зато доподлинно известно, что Пи Джей предложение Рида и Мейсона принял и записал Delilah в ноябре 1967 года. Но загвоздка была в том, что американцу песня не нравилась (а зачем тогда ее спел?), поэтому в свой альбом он ее включать не стал. Его Delilah легла на полку. Мейсон и Рид горевали недолго и обратились к не менее знаменитому на тот момент Тому Джонсу. А вот британцу песня пришлась по вкусу, поэтому он и спел ее от души, и отдельным синглом выпустил (это случилось в феврале 1968 г.).

Вот так Том Джонс получил мировой хит, на популярности которого его слава держится до сих пор. А вот успех Пи Джей Проби остался в 60-х годах. А ведь таланта у него было не меньше, чем у Тома. Но каким бы ты не был прекрасным певцом, тебе нужны суперхиты, иначе публика о тебе забудет. У Тома такая пробивная песня есть, а у Проби и поныне нет. В 2008 году Пи Джей все-таки выпустил свою версию Delilah, но это мало кто заметил. Все подумали, что он перепел ее у Джонса. И лишь недавно история Delilah обросла такими интересными подробностями. Но у прекрасных песен и должно быть интересное прошлое.