Есть каверы (когда артист перепевает чужие песни), есть автокаверы (когда он переделывает собственное творчество на новый лад). Песню Velvet замечательного норвежского трио a-ha трудно однозначно отнести как к первому, так и ко второму. Объясню почему.

В 1994 году группа временно прекратила свою деятельность. Накопились противоречия между ее участниками, да и творчество команды на тот момент стало буксовать. Альбом 1993-го года Memorial Beach публику в восторг не привел. Участники a-ha разошлись кто куда. Пол Воктор-Савой (это который самый худенький и маленький), как и вокалист Мортен Харкет, занялся сольными проектами. Следует сказать, что Мортен никогда не был лидером a-ha. В ней вообще никогда не было лидера. Группа потому и существовала так долго и удерживала высокую творческую планку на протяжении десятилетий, потому что каждый из ее участников был незаменим на своем месте. Стоило убрать из нее хотя бы одного из ребят и от a-ha осталось бы одно название. Мортен был лицом группы и ее козырной картой благодаря его уникальному голосу. Пол Воктор-Савой и Магне Фурухольмен писали песни. По уровню таланта оба музыканта стояли на одном ступени (именно Магне написал прекрасную Lifelines), но Пола критики хвалили чаще, да и треков для группы он написал больше. Интересно, что хотя Воктор-Савой и Фурухольмен дружат еще с детства, песни они обычно писали порознь. Совместных работ у них не так уж и много.

Когда a-ha временно распались, Пол Воктор-Савой со своей женой, американкой Лорен, создал группу Savoy. Уже в 1995 году коллектив выпустил свой первый сингл. И стала им Velvet. Ее Пол и Лорен написали совместно. Воктор-Савой сам же песню и спел. В составе a-ha он был лишь бэк-вокалистом, а тут сам стал главным у микрофона. На просторах Youtube я даже нашел видео, на котором Savoy исполняет Velvet.

В Норвегии песня стала номером один, но в остальном мире осталась неизвестной. Увы, но в отрыве от a-ha, имя Пола за пределами его родной страны, публике мало что говорило. У себя на родине Savoy до сих пор выпускают один успешный альбом за другим. Двое из них стали номером один (в том числе дебютный Mary Is Coming, в который вошла Velvet). Но у нас о группе до сих мало кто слышал.

Возможно, так песня и осталась бы известной лишь норвежцам и самым продвинутым меломанам, но к огромной радости поклонников в 1998 году a-ha воссоединились и засели в студии записывать новый альбом. Вот так Velvet стала продуктом совместного творчества всех трех участников группы. За пределами Норвегии песню мало кто знал, так что было не грех перезаписать ее и вывести на международный уровень популярности. Но втроем ребята песню сильно переделали. То, что у микрофона Пола сменил Харкет было само собой разумеющимся. А кто сомневается в том, что как вокалист Мортену по всем статьям превосходит Воктора-Савоя? Однако звучание Velvet также сильно изменили. В оригинале оно жесткое и меланхоличное. Меланхолию в ней a-ha сохранили, но добавили своей фирменной грустной романтики. Гитары в новой версии заменили на ситары. От этого песня зазвучала мягче и нежнее. Красивого женского бэк-вокала у a-ha стало больше. Кстати, в обоих версиях он принадлежит Симоне Ларсен (Simone Larsen), вокалистке группы D'Sound. Весьма достойный коллектив, Do I Need A Reason у них очень любопытная вещь.

В результате Velvet в исполнении a-ha получилась намного лучше, чем у Savoy. Лишнее доказательство тому, что вместе ребята были намного сильнее, чем по отдельности. Вот только кавер это или автокавер? Если смотреть чисто формально, то первое, ведь исполнители же разные. А если более широко, то Воктор-Савой просто перевыпустил собственную песню в составе другого коллектива. Ведь если бы a-ha никогда не прекращали свою деятельность, мы бы услышали ее версию Velvet еще в 1995 году. А так пришлось ждать пять лет.

Не могу не сказать хотя бы пары слов о клипе Velvet. Им в свое время группа удивила так удивила, причем очень неприятно. Романтичное звучание песни не соответствует содержанию клипа чуть менее, чем полностью. Я в первый раз начал смотреть его не сначала, поэтому не сразу понял, что участники a-ha играют мертвецов. Когда понял, изумился, но подумал, что это такая метафора, типа любовь убивает. Но потом пожилая медсестра в клипе выкинула такое, что все стало ясно - парням не просто отказало чувство вкуса. Они специально решили нас шокировать и спровоцировать скандал. Этого они, кстати добились. Но это был просто шок ради шока и пиара, никакой глубокой мысли за этим не стояло. В интервью Мортен все отрицает, говорит, что ничего возмутительного в клипе не видит. Но я, при всем огромном к нему уважении, не верю. Так что, если вы воспринимаете Velvet исключительно как романтичную песню, то видео вам лучше не смотреть. Для меня песня и клип в голове существуют порознь. С режиссерской точки зрения снято все хорошо, видео Velvet интересно разбирать и догадываться что в нем произошло. Но песне оно совершенно не подходит. Вот для куда более жесткой и депрессивной Celice такое видеосопровождение было бы в самый раз. Снял клип голливудский режиссер Харольд Цварт. Он ставил Каратэ-пацан с Джеки Чаном и провальный Орудия смерти: Город костей с Лили Коллинз.

В заключение скажу, что Velvet занимает седьмое место в списке величайших норвежских песен всех времен. Абсолютно заслуженно. Альбом Minor Earth Major Sky 2000 года, частью которого она стала, один из двух студийников a-ha (наряду с их дебютным Hunting High and Low), который можно слушать полностью, а не избранными треками. Вот настолько он хорош. А мне так жаль, что на концерте a-ha, на который мне посчастливилось попасть, группа Velvet так и не спела. Вот это был облом так облом.